Раз, два, три, ёлочка, гори! Или как мы устроили лесной пожар.

Начало октября 2018 года, хороший, теплый день. Сегодня у нас поездка на два дня на Кискач. Цель поездки – построить крышку для пещеры Кискачинский колодец и закрыть вход чтобы за зиму пещеру не завалило снегом.

Выезжаем из Абкана втроем – я, Паша Гриднев и Денис Мукимов, позже к нам должен присоединиться Дима Александров из Сорска. По пути у Паши звонит телефон и его срочно вызывают на работу. Он высаживает на трассе меня и Дениса и уезжает. Мы сидим на обочине, рядом рюкзаки и ждем, пока за нами приедет Дима.

К вечеру мы благополучно добрались до Кискача, но до места стоянки не доехали около 5 километров, очень плохая дорога, разбитая лесовозами, пришлось даже немного потолкать машину. Поставили лагерь на пригорке недалеко от речки.

Вечером мы долго сидели у костра, планировали завтрашний день. Переночевали все в машине, а утром, позавтракав, собрали вещи и пошли в пещеру. Вышли из лагеря в 11:00. Дорога как всегда очень плохая, грязь, лужи, глубокая колея. По дороге часто встречались следы медведя, старые следы и свежие. Было жутко.

Весь день мы провели за работой. Начали с расширения хода в Колодце. Обрушили очень много выступов,которые мешают ходу ведра, потом решили вытащить немного камней из пещеры. Я ими наполнила ведро, а Дима и Денис начали вытягивать его на поверхность.

В одном месте ведро всё-таки застряло, случайно с него выпал камень и при полете вниз ударился о стену и выбил ещё один камень. Это случилось настолько неожиданно, что я не успела спрятаться в гротике, успела лишь сесть на корточки, прижалась к стене и приготовилась к ударам. Один по каске, второй по коленке. Это последнее, что помню. Следующая картинка – передо мной уже сидит Денис и спрашивает о самочувствии. Все в порядке. Как он потом пояснил – это был его самый быстрый спуск в Колодец за весь день. Позже Денис ещё пробовал обрушить выступы, где опять застревает ведро, но на это уже не хватило времени. Надо будет доделать в следующий приезд.

После расширения колодца мы все выбрались на поверхность и стали строить крышку из бревен и веток.

Крвшка нужна для того, чтобы за зиму в пещере на скопилась снежная пробка, иначе весной придется тратить много времени и сил на то, чтобы освободить вход от снега.

Закончив работу, мы втроем сидели возле закрытой пещеры и отдыхали, глядя на горы и лога с высоты. Вечерело, по логам поплыла дымка. Красиво.

Мы собрали вещи и пошли в лагерь. Вскоре мы увидели, что над лесом поднимается столб дыма, еще через километр мы шли уже в дымовой завесе, а на головы с неба падали хлопья пепла. Мы поняли, что это лесной пожар и горит в стороне нашего лагеря. Мы встревожились и пошли еще быстрее. Подойдя к пригорку, где стоял наш лагерь, мы услышали механический звук и увидели людей в лесу, которые тушили горящую траву. Сердце сжалось. Дима очень переживал за машину и решил не идти к ней, остановился и нервно закурил.

Мы с Денисом направились к лагерю, где оставили машину и палатку. Поднимаемся на пригорок и видим красную пожарную машину.

Как мы и предполагали, горел наш лагерь.

Нас окружала невероятная картина: обгоревшие деревья и синий дым, через который пробивались последние лучи закатного солнца. Это было настолько красиво, что я не удержалась и сделала несколько фотографий. Пожарные тоже начали фотографировать эти пейзажи.

К счастью, машина стояла невридимая. Мы позвали Диму и начали осматривать то, что осталось от нашего лагеря. Стояла Димина палатка, в которую мы перед уходом скидали все наши вещи. На этом месте лежали обгоревшие дуги от моей палатки, которая лежала свернутая в Диминой палатке, обгоревший каркас раскладных стульчиков, кружка, ну и обгоревший каркас Диминой палатки. Это всё, что мы смогли опознать. Еще в палатке сгорел мой изотермик, зимняя куртка, рюкзак, который мне дал Паша, зимние горнолыжные штаны и книга (а я её даже не дочитала…). А может что-то еще было. Также в палатке сгорело много вещей Дениса и Димы.

Дима в палатке оставлял транспортник со снярягой. Мы нашли обгоревший жумар, кроль, рапид, пряжки от обвязки.

Там же нашли решетку и карабины. Естественно, тоже сгоревшие.

Мы не могли понять как такое могло произойти. Я точно помню, что перед уходом я из канистры полила водой костер. Ушли мы из лагеря в 11 часов утра, а вернулись к 18:00. Пожарные сказали, что огонь начал распространяться в 17:00. За час до нашего прихода! Они сказали, что огонь пошел от костра. Возле него стояла канистра с остатками воды, я пояснила пожарным, что костер мы залили водой, но пожарные пожали плечами. Странно, что машина, стоявшая в двух метрах от костровища осталась невридимой, а поле и сел в радиусе нескольких сотен метров выгорел. Мы собрали оставшиеся вещи, сели в машину и поехали в сопровождении пожарных и лесных инспекторов в Усть-Бирь, оформляться.

Выезжая с лагеря, я увидела горящий пень и на память сфотала его. Очень уж колоритно он выглядел.

В Усть-Бире мы находились несколько часов. Сотрудники составили на нас протокол и принялись обзванивать всевозможные инстанции и сообщать о пожаре. Эти звонки были бесконечные. Тем временем на связь вышел Паша и перезвонил, увидев от меня много пропущенных.

– Алё, привет! Паша, у нас тут лесной пожар, все сгорело!

– Ага, понятно, а чё там с пещерой?

Я в недоумении уставилась на телефон и не могла понять адекватность Пашиных слов. Как потом выяснилось, у него была плохая связь и он не понял то, что я ему сообщила.

Выбрались мы из Усть-Биря в одиннадцатом часу вечера и поехали к Диме в Сорск. Я позвонила Саше и попросила нас с Денисом забрать в Абакан, так как на рейсовый автобус мы не успели из-за пожара.

В итоге нам выписали штраф 5000 рублей и ущерб в сумме 16626,17 руб. Поделив сумму на троих, каждый из нас заплатил по 7020 руб.

Прошел ровно год. И в эти же даты мы планируем поездку в это же место. Перед поездкой у нас состоялся такой диалог:

И вот мы вновь на Кискаче. Вечером, сидя у костра, мы решили запустить в воздух сигнал оходника. Посмотрели на импровизированный фейерверк, пофотали и продолжили беседы у костра. Вдруг кто-то из нас обратил внимание на оранжевое зарево где-то над горой. Мы поняли, что горит лес, но думали, что пожжар где-то далеко. Начали внимательно наблюдать. Через несколько минут зарево увеличилось и мы поняли, что горит совсем рядом с нами. Мы побежали туда и начали тушить воспламенившуюся траву. Мы вовремя заметили огонь и смогли потушить его самостоятельно. Оказывается, одна из ракет не потухла в воздухе и упала в лес.